Кризисы детского возраста
Принято выделять следующие критические периоды:
Прохождение каждого кризиса требует от взрослых правильных реакций и подходов. Наши специалисты работают с детьми и их родителями, помогают выстраивать взаимоотношения.
Подростковый кризис – самое сложное и трансформационное время за всю жизнь человека. Изменения происходят на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Главная задача периода – отделиться от родителей, найти себя во взрослом мире. Для этого возраста нормальны перепады настроения, агрессия, чередование периодов бурной деятельности и безынициативности, негативизм, неприятие авторитетов, любых замечаний со стороны взрослых.
Кризис семи лет протекает не так ярко, как предыдущий. Он характеризуется тем, что у ребенка появляется чувство собственного достоинства, он начинает дистанцироваться от родных, в его системе появляется другие значимые взрослые, не входящие в семейный круг — тренер, воспитатель, педагог. Возросшие интеллектуальные возможности ребенка уже не удовлетворяются детскими играми, у ребенка появляется состояние, которое в психологии называется обучаемостью. У ребенка формируется воля, мотивация, он учится самостоятельно принимать решения, отличать «хочу» от «надо».
Кризис трех характеризуется еще большим отделением ребенка от значимого взрослого. Если в год ребенка легко можно было переключить, отвлечь на что-то иное, то в три года малыш уже твердо знает, чего он хочет и добивается этого всеми возможными путями. Именно в три года начинает формироваться собственное Я ребенка, то есть происходит зарождение самооценки. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание. Именно в этом возрасте ребенок начинает фантазировать, обманывать, чтобы избежать наказания, остро переживать собственные неудачи.
Кризис первого года жизни происходит в связи с возрастающей самостоятельностью ребенка. Ребенок научился ходить, он пытается осваивать новые территории и вырваться из-под тотальной опеки взрослого. На этом этапе появляются зачатки автономности ребенка, он начинает понимать собственные желания и потребности, которые всегда совпадают с потребностями взрослых. При этом ребенок очень зависим от оценки взрослого, он становится чувствителен к поощрениям и порицаниям. Появляется капризность, упрямство, непослушание.
Во-первых, не нужно забывать о том, что ребенок в своем взрослении проходит несколько этапов и сталкивается с возрастными кризисами, которые характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении ребенка и сопровождаются трудностями в отношениях взрослых и детей.
- Кризис одного года
- Кризис трех лет
- Кризис семи лет
- Кризис подросткового возраста.
Очень часто родителей беспокоит, а все ли в порядке с их ребенком. Многим кажется, что они терпят фиаско как родители, что ребенок не слушается, устраивает истерики, либо наоборот, слишком тихий, избегает общения и стесняется всех и каждого. Как же все-таки понять, действительно ли вам нужна помощь специалиста, или ваши тревоги беспочвенны и надуманы.